Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
Согласно ст. 13,14,15 «Конвенции о правах ребенка» (ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-I) дети имеют право на свободу мысли, имеют право свободно выражать свое мнение, встречаться и объединяться в группы, имеют право на свободу мирных собраний, если это не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.
При этом необходимо иметь в виду, что свобода волеизъявления и собраний должна означать осознанность и юридическую дееспособность субъекта правоотношений. Так, федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не содержит каких-либо специальных требований к участнику публичного мероприятия с точки зрения его возраста. Однако, в подавляющем большинстве случаев дееспособность возникает с 18 лет, следовательно, именно с этого возраста можно говорить об осознанности действий участника публичного мероприятия.
Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии.
Целями публичного мероприятия являются свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Проведение публичного мероприятия представляет собой его непосредственное осуществление в одной из предусмотренных Законом N 54-ФЗ форм (собрание, митинг, демонстрация, шествие или пикетирование) либо в их сочетании, направленное на свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Закон дает следующие определения:
а) собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;
б) митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;
в) демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;
г) шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
д) пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.
Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.
Административная ответственность организатора публичного мероприятия по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ наступает в случаях организации или проведения публичного мероприятия, если органом публичной власти в его проведении отказано по предусмотренным законом основаниям.
Что касается наступления административной ответственности за совершение правонарушений участниками собраний и митингов, то следует иметь ввиду, что административной ответственности подлежит лицо, достигшее возраста 16 лет.
Ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения пикетирования установлена ст. 20.2 КоАП РФ:
- нарушение организатором установленного порядка (предусмотренного гл. 2 Закона о собраниях и пикетированиях) организации либо проведения пикетирования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 000 до 20 000 руб. или обязательные работы на срок до 40 часов; на должностных лиц - от 15 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. (ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ);
- вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 руб., или обязательные работы на срок от 20 до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц - от 50 000 до 100 000 руб.; на юридических лиц - от 250 000 до 500 000 руб. (ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ);
- организация/проведение пикетирования без подачи уведомления о его проведении влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 000 до 30 000 руб., или обязательные работы на срок до 50 часов, или административный арест на срок до 10 суток; на должностных лиц - от 20 000 до 40 000 руб.; на юридических лиц - от 70 000 до 200 000 руб. (ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ);
- вышеуказанные нарушения, повлекшие создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры либо превышение норм предельной заполняемости территории (помещения), влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 руб., или обязательные работы на срок до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц - от 50 000 до 100 000 руб.; на юридических лиц - от 250 000 до 500 000 руб. (ч. 3 ст. 20.2 КоАП РФ);