История одной семьи Афанасьевых
Моя бабушка Мария Григорьевна Афанасьева родилась в 1901 году, в затерявшейся в горах Южного Урала селе Аршинка, Златоустовского уезда Уральской области.
Её отец Григорий Андреевич Афанасьев работал в маленькой сельской школе учителем. От своей первой жены Вассы у него было трое детей – сын Николай и две дочери Мария и Анна. Дети были ещё маленькие, когда умирла их мать и, Григорий Андреевич женился вновь на Евдокии Яблоковой, у которой в роду была цыганская кровь. У них родились три сына – Павел, Валентин, Виктор и дочь Раиса, которая была ровесницей своей племянницы, моей мамы Ираиды Николаевны Галкиной – Севастьяновой.
В годы Великой Отечественной войны все четыре дяди мамы воевали на фронте.
Четыре брата
22 июня 1941 года войска фашистской Германии вместе со своими союзниками – Румынией, Венгрией, Италией, Финляндией… без объявления войны напали на Советский Союз.
Началась Великая Отечественная война, согласно «Плана Барбаросса» - 190 дивизий (5500 тыс. человек), около 2800 танков, 47 тысяч орудий и минометов, 5 тысяч самолётов должны были в течение шести недель уничтожить основные силы Красной Армии.
В день нападения на СССР Гитлер заявил: «Не пройдёт и трех месяцев, как мы станем свидетелями такого разгрома России, равного которому еще не было в истории».
Осуществление «плана Барбаросса» началось ударами авиации и танковыми прорывами по трём основным стратегическим направлениям – на Москву, Ленинград, Киев, на каждом из них наступали группы армий – «Центр», «Север», «Юг».
В первый день войны на аэродромах было уничтожено более 1200 боевых самолётах и, немецкая авиация захватила полное господство в воздухе. Диверсионные группы полка «Бранденбург» сброшенные на парашютах на советскую территорию в первый час войны нарушали управление Советскими войсками.
Группа армий «Центр» под командованием фельдмаршала Фёдора фон Бока в составе 4-й и 9-й армии, 2-й и 3-й танковых групп наступала на Минск и Смоленск.
За первые пять дней боёв танки группы армий «Центр» продвинулись на 300 км, захватив Минск и окружив 3-ю, 10-ю и 13-ю Советские армии. Уже к 10 июля немецкие войска продвинулись на северо-западном направлении на 500 км, на западном – на 600 км, на юго-западном – на 350 км. Они захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть Украины.
За три недели боёв советские войска потеряли 3500 самолётов, 6000 танков, более 20 тысяч орудий и минометов. Тяжелое поражение понесли более 100 дивизий (три пятых войск), находившихся в западных пограничных округах.
3 июля 1941 года начальник генерального штаба германской армии Гальдер записал в своём дневнике: «Не будет преувеличением, если я скажу, что поход против России будет выигран в 14 дней».
Ценой огромных усилий Красная Армия задержала врага на важнейших направлениях.
К 10 июля фронт на некоторое время стабилизировался.
В начале июля на центральном направлении немецкие войска подошли к Смоленску.
Завязалось ожесточенное сражение за город, продолжавшееся два месяца.
Увязнув в тяжёлых боях, немцы были вынуждены временно приостановить своё наступление на Москву. План «молниеносной войны» был сорван.
В начале Смоленского сражения 14 июля в боях под Оршей батарея реактивных миномётов капитана И.А. Флерова, знаменитые «Катюши» впервые нанесли удар по врагу…
Павел
В июле 1941 года Павлу Григорьевичу Афанасьеву было 32 года. 174 стрелковая дивизия 22 армии, где он служил в звании младшего лейтенанта, помощником начальника штаба стрелкового полка прикрывала правый, северный фланг Западного фронта. Дома в далёком Южно-Уральском городке Куса у него осталась жена и маленький сын. Против 22 армии наступала 9 немецкая армия и в середине июля в районе Полоцка и Невеля начались ожесточенные бои.
В своей книге «Разные дни войны» Константин Симонов писал: «Не только мы, но и немцы, называют этот период Смоленским сражением, подчёркивая его важное значение в ходе всей летней компании 1941 года.
«Журнал боевых действий войск Западного фронта» за 19 июля даёт полную реальных противоречий картину того, как в этот день выглядело начавшееся несколькими сутками раньше Смоленское сражение.
За день до этого 18 июля Сталин счёл нужным написать в своём первом личном послании Черчиллю: «Может быть, нелишне будет сообщить Вам, что положение советских войск на фронте продолжает оставаться напряженным».
Далее Константин Симонов пишет: «Из экономии места не прибегая к прямому цитированию «Журнала боевых действий» я попробую дать обзор содержавшихся в нем наиболее характерных данных за 19 июля.
О 13-й и 4-й армиях сказано, что они ведут бои на Могилевском направлении отдельными отрядами в окружении, стремясь на некоторых участках восстановить положение.
О 20-й армии сказано, что она произвела перегруппировку и отвод частей на новый оборонительный рубеж.
О 19-й армии сказано, что в течение дня отдельные её части продолжают вести бой в районе Смоленска и, что одновременно продолжается сбор одиночных людей и соединений армии в районе Дорогобужа и Вязьмы…
В «Журнале» сказано, что в районе Невеля и Великих Лук немцы ведут бои на окружение правофланговых частей нашей 22 армии, и что, успешно обороняясь на своём правом фланге, 22–я армия в центре и на левом фланге уже ведёт бои в окружении, прорываясь на Невель».
Через три дня 22 июля 1941 года младший лейтенант Павел Григорьевич Афанасьев пропал без вести. Дома в Кусе, остались жена Антонина Александровна и сын Владимир, которому тогда было четыре года.
Через год войны в июне 1942 года немцы начали летнюю компанию с наступления на южном участке Советско–Германского фронта. В боях с 28 июня по 24 июля немецкому командованию удалось добиться значительных успехов: занять Донбасс, выйдя в большую излучину Дона, создав непосредственную угрозу Сталинграду и Северному Кавказу.
На Сталинград наступали войска группы армии «Б» в составе 6-й армии и 4-й танковой, частей 3-й и 4-й румынских армий…
17 июля 1942 года началась Сталинградская битва – величайшая битва II мировой войны, которая продолжилась шесть с половиной месяцев и завершилась 2 февраля 1943 года.
В июле 1942 года Николаю Григорьевичу Афанасьеву было сорок лет. Дома на Урале, в Кусе, осталась жена Прасковья и семеро детей, четыре сына и три дочери. Старшему Анатолию было 18 лет, а младшей дочери Валентине всего один год.
Весной 1942 года Николай Григорьевич был призван в Действующую армию. В мае – июле воевал в 9-й армии Южного фронта, участвовал в боях под Харьковом и на Донбассе…
В наградном листе на красноармейца – разведчика 295 стрелкового полка 255 стрелковой дивизии Афанасьева Николая Григорьевича говорилось: «что он участник Великой Отечественной войны и участник обороны Сталинграда с 19 августа 1942 года по 9 сентября. При защите города Сталинграда 9 сентября был тяжело ранен, осколочное ранение с ампутацией 2,3,4,5 пальцев левой кисти – инвалид II группы… За пролитую кровь в боях за Советскую Родину достоин награды орден «Красной Звезды».
Вместо ордена «Красная Звезда» Николай Григорьевич был награжден медалью «За боевые заслуги», а так же награжден медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»…
Когда в июле - августе 1942 года в Сталинграде шли ожесточённые бои группа армии «А» в составе 17-й и 1-й танковой армии начали наступление на Кубань и Северный Кавказ.
25 июля с рубежа реки Дон 1-я танковая армия нанесла главный удар на Сальск и Ворошиловск (Ставрополь), а 17 армия на Краснодар.
В последние дни июля и в начале, августа боевые действия Северо-Кавказского фронта развились в очень сложной, и быстро меняющейся обстановке. Используя преимущества в танках немецкие войска стали быстро продвигаться в направлениях на Ворошиловск (Ставрополь) и Кропоткин. Чтобы избежать окружения, советским войскам был отдан приказ отойти за реку Кубань. В первой половине августа разгорелись ожесточенные бои на майкопском направлении.
6 августа немецкие танковые части форсировали Кубань, в районе Армавира и 10 августа овладели Майкопом. На другой день наши войска оставили Краснодар.
18 августа немцы вновь перешли в наступление и 25 августа, захватили Моздок… 25 октября, бросив в бой 200 танков прорвав оборону 37-й армии, немцы захватили Нальчик и, развивая успех, вышли на подступы к Орджоникидзе (Владикавказу), однако, 6 ноября Северная группа Закавказского фронта нанесла контрудар по фашистской группировке и в шестидневных боях разгромил её.
На Северо-Кавказском фронте немцы вынуждены были перейти к обороне…
1 января 1943 года немецкое командование, стремясь избежать окружения своих войск на Северном Кавказе начало отводить их из района Моздока в северо-западном направлении.
Войска Северной группы Закавказского фронта перешли к преследованию отходившего противника. Отступая, гитлеровцы бросали технику, награбленное имущество и даже раненых…
Валентин
В составе Северной группы Зак. Фронта в 1159 стрелковом полку 351 стрелковой дивизии, 46 армии воевал младший лейтенант, командир взвода 82 мм миномётов Валентин Григорьевич Афанасьев.
Он был призван в Действующую армию Калининским РВК, Ташкентской области, Узбекской ССР в августе 1941 года.
Валентин Афанасьев родился в селе Аршинка 18 июля 1911 года, после окончания в Кусе школы– семилетки учился в техникуме по специальности - мелиоратор и был направлен в Узбекистан, где строил каналы для орошения хлопка. Как рассказывала моя бабушка Мария Григорьевна Афанасьева, в 1939 году она с моей мамой Ираидой Николаевной ездили на поезде в Ташкент, в гости к её брату Валентину и их поразила экзотика Средней Азии.
Но вернёмся в январь 1943 года.
За месяц наступления наши войска пришли более 300 км от Моздока до границ Краснодарского края и начали освобождать станицы и города Кубани.
В своей книге «Разные дни войны» Константин Симонов писал: «Едем в направлении Кропоткина. Следы отступления немцев. Бесснежная мерзлая степь. Ледяная колея. Замерзшие лошади. Мертвые верблюды, зашедшие сюда из калмыкских степей. Мертвые мулы, завезенные из Греции немецкими егерями. Лошадь прямо на дороге в такой позе, словно она замерзла на бегу. Белая собака с надетой на голову немецкой каской бежит и мотает головой. Кто-то так привязал эту каску, что собака никак от неё не избавится…
Вместе с войсками мы вошли в лежавшую почти на границе со Ставрополем большую кубанскую станицу Гулькевичи…
Когда войска пошли дальше, в ней разместились штабные учреждения Северо-Кавказского фронта, в том числе узел связи, поблизости от которого, как всегда лепились корреспонденты.
Квартировали мы, когда приезжали в Гулькевичи, на Школьной улице в доме у Марии Ивановны Новиковой пожилой женщины, у которой многие из её близких, были на фронте. Я не раз за войну вспоминал эту прекрасную женщину. В одном из блокнотов остались строчки, которыми должно было начаться стихотворение:
Нет, я не забуду вас, Мария Ивановна, Солдатская мать из деревни Гулькевичи…»
12 февраля 1943 года наши войска освободили мой родной город Краснодар.
«Вьезжаем в Краснодар на рассвете. Мосты порваны. Долго крутимся меж железнодорожных путей. Брошенные вагоны с надписью: «Франция, Руан», «Франция, Леон», «Германия, Бреслау», «Германия, Штеттин»…
Добираемся до центра. На окраинах ещё бьют орудия. Город изуродован бомбежками старыми и новыми, обстрелами, взрывами и пожарами…
На нескольких углах подряд у фонарных столбов только, что снятые, повешенные. Возле трупов на снегу дощечки, висевшие у них на груди, а сейчас сорванные. У одного на углу улицы Ворошилова и улице Шаумяна: «За распространение ложных слухов». У другого, мальчишки лет шестнадцати: «Я воровал имущество германской армии». У третьего, на той же Красной улице, около здания банка шесть трупов немецких солдат. Столпившиеся жители говорят, что этих немцев, почему-то не успевших отступить со своей частью из центра, убили не наши солдаты – их здесь тогда ещё не было, - а вооружившиеся винтовками краснодарские мальчики. Похоже на правду. Вижу, как вдали по улице идёт мальчишка, волоча за штык винтовку…
Рассказывают, что вчера в бывшем родильном доме немцы живьём сожгли всех раненых военнопленных, которые там лежали, и, пока дом горел, патрули ни кого туда не пускали. Но женщины все-таки разломали сзади забор и вытащили несколько обгоревших раненых, спасли их. А когда стали вытаскивать ещё, немцы их заметили и двух женщин застрелили».
Папина мама Клавдия Семёновна Севастьянова осталась в оккупированном немцами Краснодаре и жила на улице Леваневского 9, недалеко от этого роддома.
Свою первую боевую награду орден «Красная Звезда» младший лейтенант Валентин Григорьевич Афанасьев получил в июне 1944 года за участие в боях по освобождению Правобережной Украины, воюя в 227 стрелковом полку, 183 стрелковой дивизии, 38 армии 1-го Украинского фронта.
В летней компании 1944 года 183-я дивизия наступала на львовском направлении и после её завершения 227 стрелковый полк получил почетное наименование Львовский.
Осенью 1944 года полк участвовал в боях в восточной Словакии. Наступление в глубь Словакии было связано с огромными трудностями.
Пришлось преодолевать горную цепь Восточных Бескид высотой до 850 м. Между тем наши войска не обладали опытом ведения боевых действий в горах. Кроме того наши войска только, что закончили бои под Львовом и Сандомиром и имели большой некомплект в личном составе…
28 октября наступление прекратилось, 38 армия и 1-й чехословацкий корпус перешли к обороне.
В начале 1945 года войска 4-го Украинского фронта (38-я, 1-я гвардейская 18-я и 8-я воздушная армия), начав наступление на юге Польши, в Словакии в полосе 200 км продвинулись на 150-170 км. Была освобождена почти половина территории Словакии.
За бои на словацкой земле старший лейтенант Валентин Афанасьев 31 марта был награждён орденом Отечественной войны II степени.
В апреле – мае 45-го 38 армия в составе 4-го Уральского фронта вела бои против немецкой группы армии «Центр» на территории Чехии.
После взятия Оломоуца, фронт наступал на Прагу, и, 9 мая около 10 часов утра подвижная группа 4-го Украинского фронта вступила в Прагу…
К 19 мая на территории Чехословакии были ликвидированы последние, ещё пытавшиеся продолжать сопротивление, мелкие группы противника, а 18 мая на Чешской земле старшему лейтенанту помощнику начальника штаба 227 стрелкового Львовского Краснознаменного полка, 183 стрелковой Харьковской Краснознаменной ордена Суворова дивизии Валентину Григорьевичу Афанасьеву была вручена медаль «За оборону Кавказа»…
О младшем брате моей бабушки Викторе Григорьевиче Афанасьеве знаю немного. Родился в селе Аршинка в 1916 году. Как и старший брат, Павел, окончил строительный техникум в Свердловске, до войны жил в Кусе, жена Раиса Павловна родила ему двух сыновей – Анатолия – 1938 г. и Бориса – 1940 г. На фото Виктор в военной форме, на петлицах три треугольника (Старший сержант). В интернете о его боевом пути ничего не нашёл. Слышал, что в 1944 году он был арестован. В 1946 году в Омск, где он сидел, приезжал его отец Григорий Андреевич… выглядел Виктор здоровым, а через три месяца пришло извещение, что Виктор Григорьевич Афанасьев умер от туберкулёза. Посмертно был реабилитирован.
Эпилог
Вспоминая июль 1941 года в котором пропал без вести младший лейтенант Павел Григорьевич Афанасьев, в судьбе которого и его братьев как в капле воды отразилась судьба всего нашего народа в годыВеликой войны Константин Симонов писал:
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как вслед нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как встарь повелось на великой Руси…
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом,
По мертвому плачущий девичий крик,
Седая старуха в салопчике плисовом,
Весь в белом, как на смерть одетый, старик…
По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.
Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.